Едва сходит снег, городские улицы стремительно преображаются: по обочинам копится грязная масса, а в воздух поднимается пыль. Виновником этой картины многие считают современные противогололёдные реагенты. На поверку же реальность оказывается куда сложнее: львиная доля весенней грязи появляется вовсе не от растворимых материалов, а от песко-соляной смеси (ПСС) и других нерастворимых компонентов. Как сообщается в Комсомольской правде Томск.


Истоки весенней пыли и грязи

За зиму на один квадратный метр проезжей части может высыпаться до 15 килограммов песко-соляной смеси (ПСС), причём песок не растворяется и оседает на дорогах. Даже если во время активных снегопадов коммунальные службы пытаются вывозить «грязный снег», всё равно на улицах остаётся около 20% неубранного песка. За зиму он впитывает в себя выхлопные газы, остатки топлива, частицы шин и асфальта, образуя ту самую «грязевую массу», которую горожане видят весной.


По словам специалистов, подобные отложения относятся к категории опасных отходов (иногда вплоть до второго класса опасности). Когда снег тает, частицы песка перемешиваются с водой, поднимаясь в воздух вместе с пылью. По некоторым данным, при порывах ветра уровень вредных взвесей может превышать предельно допустимые концентрации до ста раз. В результате у людей обостряются аллергии, а уличные поверхности покрываются мутной коркой.


Песок, бензин и тяжёлые металлы


Речной или озёрный песок, используемый в ПСС, богат пылеватыми фракциями. За зиму они связывают в себе тяжёлые металлы и другие вредные элементы, которые весной оказываются в воздухе и на дорогах. Всемирная организация здравоохранения приводит неутешительную статистику: порядка 4 млн человек в год умирают из-за болезней, связанных с попаданием мелких твёрдых частиц в лёгкие. Конечно, промышленные выбросы и общая экология вносят основной вклад в этот показатель, но массовое применение ПСС зимой — ещё один фактор загрязнения.


Насколько опасны противогололёдные реагенты?


Современные противогололёдные материалы (наиболее известные из них выпускаются под брендом «Бионорд»),как правило, проходят высокую очистку и не содержат большого количества нерастворимого остатка — обычно это менее 2%. Растворяясь в снегу, такой реагент образует относительно прозрачный рассол и не превращается в «соль-песчаную глину». По словам дорожных специалистов, переход на растворимые противогололёдные смеси способен значительно сократить количество весенней грязи.


Кроме того, опыт отдельных городов — например, Москвы — подтверждает, что уход от песка и соли в пользу многокомпонентных реагентов (с добавлением формиата натрия) помог снизить уровень засоления почв вдвое всего за три года. При этом масштабы обработки дорог оставались прежними, а экология улучшилась благодаря отсутствию постоянных песчаных отложений и уменьшению солевой нагрузки.


Вопреки расхожему мнению, современные многокомпонентные материалы (наиболее известные из них выпускаются под брендом «Бионорд»), проходят высокую очистку и преимущественно растворяются в снегу, превращаясь в прозрачный рассол. Их нерастворимый остаток обычно не превышает 2%. Вредные отложения, которые видны на улицах, практически всегда связаны с песком и другими нерастворимыми фракциями, а не с теми реагентами, которые без остатка уходят в ливневую канализацию.


К примеру, в Москве, когда в 2011 году отказались от песка и соли в пользу формиата натрия и других многокомпонентных составов, засоление почв на городских территориях снизилось почти вдвое за три года. Такой пример свидетельствует о том, что сама по себе современная химия не образует «грязевого болота», если применяется грамотно и в необходимых объёмах.


Почему мы снова сталкиваемся с пылью и грязью


К сожалению, современная практика в России такова, что если даже часть улиц начинает обрабатываться современными реагентами, то песко-соляная смесь практически всегда превалирует в жилых районах и на придомовых территориях, где коммунальные службы годами работали по старым схемам.


При неполной или несвоевременной уборке эта смесь накапливается, а весенние оттепели превращают улицы в настоящие «грязевые полосы препятствий». Частицы песка, шин и дорожного покрытия оседают в ливнёвках, негативно влияя на отвод талых вод и загрязняя почву.


Большинство экспертов в сфере дорожного хозяйства одназначно указывают: главный источник пыли и грязи — это нерастворимая фракция, которую составляют песок, частицы резины и асфальта, а также подтёки от бензина и масла. Кроме того, своевременная уборка играет едва ли не решающую роль: если грязь не убрать до того, как она высохнет, никакие реагенты не спасут от пыльных бурь.


Пора бороться с настоящими причинами


Весенняя грязь — это, прежде всего, наследие многолетнего использования ПСС и отсутствие полноценной системы оперативного вывоза снежных масс вместе с песчаным остатком. Растворимые противогололёдные реагенты вроде «Бионорда» способны снизить долю опасной пыли и уменьшить нагрузку на экосистему, но их эффективность во многом зависит от того, насколько ответственно проводится уборка города. Пока в обороте сохраняются тонны песка и щебня, весенние пылевые завесы останутся неизбежной реальностью. Разобраться в истинных причинах — значит признать, что проблема кроется в традиционном подходе к зимней уборке и нерастворимом песке, который неизбежно превращается в пыль и грязь весной.


Комментариев пока нет.

Это интересно: